IMG_1522

Как и большинство моих путешествий, эта поездка случилась неожиданно. Полтора месяца назад подруга спросила меня: «А интересно ли тебе, Енькин, побывать на каком-нибудь объекте мирного атома?». Из вариантов были ЛАЭС, КАЭС, САЭС и атомный ледокол. Тогда же я подумал, что Сосновый Бор и Удомля мне как цели для путешествия уже неинтересны, а вот в Смоленске и Мурманске я еще не бывал. Где-то через месяц после этой беседы подруга переписала у меня серийный номер фотоаппарата, сказав что «так надо», и что объектом будет, скорее всего, ледокол. А еще через неделю она же сообщила: «Мы едем в Мурманск. Послезавтра.»

За неделю до этой новости я умудрился попасть в небольшую аварию, но по счастью повреждения не влияли на скорость — помятый капот и крыло были подправлены при помощи нехитрых упражнений с молотком и двумя дощечками, а треснутый бампер подклеен армированным скотчем. Единственное, что требовалось заменить перед поездкой, не дожидаясь решения вопросов в страховой конторе — фара, поэтому за день до выезда я в рекордные сроки раздобыл новую фару и за полчаса вмонтировал ее на место расколотой в ДТП и отрегулировал. Как обычно — взгляд под капот, под днище, на колеса и тормозные колодки — машина готова.

В 12.00 — заправка бензином, закупка овсяного печенья и нескольких бутылок лимонной Аквы Минерале, и вот — старт от вантового моста в сторону Мурманки. Нас в машине двое — подруга и я. Налаживаем музыку с флэшки, Женя зачитывает страницы из Википедии про города, через которые мы проследуем. Наша задача — добраться в Мурманск не позднее полудня следующего дня.

Петрозаводск

Дорога от Питера до Петрозаводска заняла четыре с половиной часа. На Мурманке местами ремонты, далее от Сясьстроя до Лодейного Поля — хорошее шоссе, от Л.П. до границы с Карелией дорога омерзительна, после границы и до Петрозаводска — снова ровно. Проезжая Лодейное Поле, вспомнил про своего однокурсника, который два раза в неделю отсюда после работы вечером ездит в Питер на занятия. 200 км в один конец — охренеть можно. На трассе в Карелии установлены знаки, предупреждающие о наличии камер, фиксирующих скорость. Самих камер я не нашел — но на обратном пути я их увижу.

Петрозаводск особого впечатления поначалу не произвел. В город мы въехали по узкой и плохо освещенной дороге. В центре очень многое напоминает Питер — знакомые названия магазинов, уличные указатели. Но есть в вывесках и свой, карельский колорит.

IMG_1335

Нашей целью в Петрозаводске было пообедать, но перед этим мы зашли в магазин МТС, где я обзавелся карельской сим-картой. А незадолго до этого мы проехались по городу и погуляли по Онежской набережной. В 5 вечера на ней немноголюдно и темно.

IMG_1340

К собственному стыду, я и не знал, что город Петрозаводск основал не кто-нибудь, а царь Петр I, и даже название не породило ассоциации.
Памятник основателю.

IMG_1338

Набережную Петрозаводска украшают скульптурные композиции, подаренные городами-побратимами. Это — рыбаки, забрасывающие бредень в Онежское озеро.

IMG_1344

Обедали мы в ресторанчике «Карельская горница», как я понял — специальное туристическое место. Мясо оказалось невкусным, зато разносолы и брусничный чай с кусочком меда на блюдце — прекрасными. Здесь есть интернет, свечи и живая музыка. Разбираю почту, краем глаза смотрю, как идут дела на подшефных проектах. Не могу передать, как приятно сидя в рабочий день в ресторанчике в другом городе, получать письма со словами «Андрей, мы только что оплатили Ваши услуги».

IMG_1345 IMG_1350

Понравилась реклама стоматологической клиники на зубочистках. Подумал о зубах, взял в руки зубочистку и оп — релевантная информация. И стоит копейки.

IMG_1352

В Петрозаводске мы провели в общей сложности 3 часа. Пообедав и оставив в «Карельской горнице» 1200 руб на двоих, мы двинулись дальше

Кондопога

Еще на выезде из Петрозаводска я озадачился поиском заправки, но все они попадались какие-то неизвестные. Проехав примерно 40 км, я решил заправиться чем придется в Кондопоге, для чего свернул с М-18 в этот небольшой городок. Про Кондопогу я слышал только то, что здесь то ли чеченцы кого-то замочили, то ли замочили чеченцев, на фоне чего в городе случился всплеск патриотизма. О патриотизме я вспомнил сразу по въезду в город — перед собой я увидел сразу два здоровенных флагштока с развевающимися российскими флагами. Сразу бросились в глаза две вещи — в 9 вечера на улицах нет ни машин, ни людей, но сами улицы отлично освещены красивыми зелеными фонарями. Сами улицы тоже аккуратны, много новых домов.

Здесь произошел странный эпизод. В поисках заправки я прочесывал город, катаясь по наиболее широким улицам, и в какой-то момент завершил левый поворот уже на красный. В Питере такое никто за нарушение особо не считает. Но здесь сразу после поворота за мной пристроился ментовский УАЗик. Проехав за мной где-то с квартал, менты включили люстру и крякалку. Я остановился, УАЗ нахально заблокировал меня у обочины.
— Патрульно-постовая служба! Документы!
Менты выглядят и ведут себя как натуральные гопники с оружием, поэтому я напрягаюсь. «С чего вдруг ППСники до машины докопаться решили» — думаю. Вспоминаю рассказ одного таксиста, которого остановили за встречку в Питере, и тоже обычные менты — значит, так тоже бывает. Даю ментам паспорт. Решив,  что если это гоп-стоп, то без паспорта уехать за рулем проще, чем без документов на машину. Паспорт возвращают.
— Пройдемте в машину!
«Женя» — говорю подруге —  «вот ключи. Защелкни замки.» Оставив кошелек и документы, беру один из двух телефонов, сую в карман 200 рублей, забираюсь в ментовский воронок. В машине происходит следующий диалог:
— Нарушаете! Мы щас ДПС подождем, они штраф выпишут.
— Так, ребята, 200 рублей на экипаж, и я поеду?
— Штрафы-то знаете?
— За 700 могу и подождать…
— А куда путь держите?
— В Мурманск.
— А чего тогда по городу шароебитесь?
— Заправку ищу.
— В городе все заправки говно, заправляйся на выезде у моста. Ладно, езжай давай!…
— Пасиб, и вам не хворать!
Бензин на означенной заправке оказался и вправду хорошим. Дозаправка — и мы летим дальше. Стоп. Никуда мы не летим — вспоминаю, что не проверил, все ли документы забрал у ментов. Незадолго до поездки я обзавелся «портмоне водителя» — книжечкой с прозрачными файликами для всяких документов. Эта штука нарушила привычные движения рук по направлению сумка-бардачок-документы менты-бардачок-сумка, и все, понятное дело, перепуталось. Минут 10 ищу документы под сиденьями, в карманах, нахожу в итоге в бардачке. Фууу…ну хоть нашел. На будущее вырабатываю новую процедуру предъявления документов. К слову, к концу поездки я с ней вполне освоился, и документы больше не терялись.

Следующую остановку делаем под Беломорском на заправке ТНК. Следующие 200 км на участке Кемь — Лоухи населенных пунктов и заправок не предвидится. Заливаюсь под пробку, рассчитывая до Мурманска больше не заправляться. По сравнению с Питером бензин на 2 рубля дороже.
Здесь же оказалось неплохое кафе. Пьем кофе с шоколадкой за соседним столиком с дальнобойщиками.

IMG_1358

На заправке пропагандируют профилактику свиного гриппа.

IMG_1360

Дорога становится все более пустынной. Не доезжая метров 300 до парковки дальнобоев, мы встречаем двух странных голосующих парней. На первый взгляд — автостопщики, но что-то в них явно не то. Проскакиваем мимо, и еще километров 20 я поглядываю в зеркало — не увязался ли кто за нами. Паранойя?

В дорогу подруга записала несколько гигабайт разнообразной музыки. Из жанров не хватало, пожалуй, только тупой попсы и русского шансона. Последний я было поймал еще в Ленобласти, но два высших гуманитарных образования на пассажирском сиденье решительно возмутились. Ну и ладно. Вот здесь, после 800 км пути, на ночной трассе я осознал гениальность формата «Дорожного радио» — музыкального разнобоя без особых изысков. Альбомы или простые подборки треков даже любимых исполнителей довольно быстро утомляют, в то время как мешанина из разных жанров неплохо поддерживает внимание, а редкие неприятные мелодии можно и перемотать. Женина же подборка была практически идеальна.

Усталость таки нагоняет — я останавливаюсь через каждые 150-200 км чтобы размять ноги и расслабить глаза. Дорога становится немного хуже. По обочинам уже лежит снег, на асфальте небольшой гололед. Обращаем внимание на указатель «Калевала» — это не только легендарный эпос, но и вполне себе населенный пункт. По дороге нам встречаются две гидроэлектростанции, очень впечатляющие в свете фар.

Тем временем мы пересекли Полярный Круг, а вслед за ним  и границу Мурманской области. Дорога идет по холмам, периодически ныряя между скал. В свете фар скалы выглядят больше, чем они есть на самом деле, и нас, привыкших к практически плоской Ленинградской области, чрезвычайно впечатляют. Все скалы исписаны именами мимо проезжавших.

А дальше, после Кандалакши, началось омерзительное. Сначала на дорогу опустился плотный туман, а вслед за ним началась неслабая метель. Видимость стала примерно вот такой.

IMG_1365

Примерно до поворота на Апатиты мы играли в игры «угадай поворот» и «поймай машину на нечищеной дороге». Удачным оказалось решение пропускать вперед машины с местными номерами, водители которых, видимо, знали дорогу, и угадывали повороты получше меня — за ними я и шел.

Снова про музыку. Езда в тумане оказалась утомительной, и последние 300 км я планировал пройти с остановкой в районе Мончегорска. Но вставать на дороге посреди тумана было страшно, а подходящего места все не попадалось. И вот когда уже справа виднелись огни Мончегорска, заиграла уже не помню какая, но очень бодрящая песня. Жить стало веселее, поехалось сразу быстрее, усталость прошла. Так под заводные ритмы я проскочил сразу две площадки для остановки. Следующая мелодия была не хуже, и вот уже показался город с мелодичным и очень понравившимся мне названием Оленегорск. Оленегорск оказался суровым промышленным центром с какими-то запредельно придурошными дорожными развязками на трассе. А как же олени?… Вообщем, под музыку последние 300 км до Мурманска мы пролетели без остановок.

Мурманск

Уже на подъезде к Мурманску я подумал: «Город, стоящий между сопками, не может мне не понравиться». Так и оказалось. В глаза бросалось буквально все — и непохожая на питерскую архитектура новостроек, и явно выраженная корабельно-портовая тематика в названиях магазинов и баров. На часах 8.30 утра, в городе какое-никакое движение. Как обычно, с некоторым усилием адаптируюсь к местному стилю езды — с одной стороны, ездят быстро, с другой — соображают местные водители медленно и водят довольно грубо. Мы катаемся по центру города, разыскивая гостиницу, куда в силу обстоятельств перенеслась точка встречи.

Гостиница «Моряк» оказалась наспех переделанным под евростандарт советским учреждением. Отпустив мою спутницу, к этому моменту от утомления уже неадекватно ориентирующуюся в пространстве, завтракаю блинами в гостиничной кафешке, после чего, вооружившись конфетами, иду приставать к девушкам-администраторам. Они мило рассказывают про Мурманск и про гостиницу — цены тут, как выясняется, очень даже гуманные при вполне нормальных условиях. Прогулявшись с квартал по улицам города, возвращаюсь в машину поспать пару часов до назначенной встречи с группой блоггеров, приглашенных «Росатомфлотом»  для встречи и экскурсии на атомный ледокол «Ленин». Усталость после суток без сна, 1400 км в одни руки и горячий завтрак делают свое дело — я засыпаю, только лишь опустив спинку сиденья и вытянув ноги. Собственно, лишь чудом я не проспал саму экскурсию, найдя уже самостоятельно морской вокзал с ледоколом.

О первом в мире атомном ледоколе «Ленин», прослужившем в Арктике 30 лет, современной жизни атомного флота я напишу отдельно. А после ледокола глава пресс-службы «Росатомфлота» Владимир Блинов повез нас на экскурсию по Мурманску. Мы стартуем сразу от ледокола, стоящего в гавани морского вокзала.

IMG_1471

Осматривать город за рулем собственной машины и из окон автобуса — это все-таки разные вещи. Мурманск не похож на города, которые я видел раньше. Он вытянут на 25 км, расположившись вокруг морского порта на трех «террасах», спускающихся к воде.  Еще раз отмечаю про себя, что города, имеющие неровный рельеф, нравятся мне гораздо больше «плоских». Мы поднимаемся на обзорную площадку около памятника подводникам, погибшим в мирное время. Памятник этот — не что иное, как кусок рубки трагически погибшей АПЛ «Курск».

IMG_1472

Но лучший вид на город открывается от Памятника защитникам советского Заполярья, или, как его называют мурманчане, «Алёши». Это огромный железобетонный монумент, расположенный на самой высокой точке над городом.

IMG_1481

Отсюда как на ладони виден город.

IMG_1476

И порт.

IMG_1477

Владимир Блинов рассказывает, что порт сейчас зарабатывает в основном перевалкой угля, который поездами доставляется из Кузбасса, грузится здесь на корабли и отправляется в Европу. Логистика получается таким образом довольно запутанной. Но, быть может, так действительно выгодно, ведь Кольская губа — и вправду отличный порт. Глубина в заливе, довольно узком на вид, достигает 130 метров, порт считается незамерзающим — в особо суровые зимы, когда лед все-таки появляется, он легко крошится портовыми буксирами. Плюс — из Мурманского порта можно ходить в европейские порты, минуя чужие территориальные воды. Впрочем, мурманчане не особо довольны текущим положением дел — уголь при перегрузке дает неприятную пыль, с которой в городе вынуждены бороться. Вторая же портовая отрасль — рыбная — переживает сейчас упадок. Российским рыбакам, по словам Блинова, оказалось выгоднее сдавать уловы в норвежские порты, причем не столько из-за большей цены на рыбу, сколько из-за отсутствия насквозь коррумпированной бюрократической процедуры. Поэтому рыба в мурманских магазинах преимущественно норвежская. Все надежды сейчас Мурманск возлагает на освоение Штокманского газоконденсатного месторождения, которое в реальности пока что осваивается лишь в эфире «Бизнес-ФМ».

Вообще Мурманск очень тесно связан с близлежащей Норвегией. Туда еще несколько лет назад активно сдавали собранные в тундре ягоды, делая на этом неплохой бизнес — за сезон зарабатывали на новую иномарку. Сейчас для мурманчан действует упрощенная процедура получения визы — еще проще, чем у питерцев для Финляндии. В Норвегии же, в приграничном Киркенесе, расположен ближайший дилер «Ниссана», куда мурманчане, купившие, как и наш экскурсовод, новенькие «Ниссаны» в Петербурге, катаются на регламентные ТО. Ближайший российский дилер — в Петрозаводске, до которого больше 900 км, в то время как до Киркенеса всего 250.  С многими другими марками ситуация такая же.

Еще о рыбе. Этим летом в мурманском порту  — да, прямо в порту! — был невероятный клев селеди. Говорят, прямо с борта «Ленина» можно было на примитивную снасть надрать 6-8 кг за несколько часов. Почему рыба зашла в самый порт в этом году — загадка.

Мы, тем временем, возвращаемся на улицы Мурманска. В городе очень слякотно, как на дорогах, так и на тротуарах. Машина, проехавшая 1000 км по трассе, оказалась существенно чище, чем после полудня катания по Мурманску. При этом же цена на омывательную жидкость в Мурманске примерно в 2 раза выше, чем на такую же в Питере — 5-литровая канистра стоит 250-350 руб. Бензин тоже дорогой. В Мурманске нашлись аж два магазина сети «ОКЕЙ», ничем, впрочем, не отличающиеся от своих питерских аналогов.

А еще в Мурманске есть район с прекрасным названием Долина Уюта.

Некоторые виды Мурманска.

IMG_1488 IMG_1490 IMG_1492

Да, на мурманских улицах довольно много красивых девушек. И в них, конечно же, есть какое-то неуловимое отличие от питерских, тверских, вологодских, московских и других, которых я наблюдал в недавних поездках. А вот с сувенирной продукцией в Мурманске плохо — кроме открыток и магнитов на холодильник ничего другого нет.

В Мурманске случилась очередная серия моего феерического долбоебства. Раскладывая барахло, собранное с сидений, из карманов в дверях и подстаканников, обращаю внимание, что не хватает телефона. Основного, где все контакты записаны. Паркуюсь в каком-то дворе, перерываю карманы, багажник. Потом догадываюсь позвонить на него со второго телефона — первый звонок проходит, но звонка не слышно. Значит, в машине телефона нет. Второй звонок я делаю уже на выключенный аппарат. Вспоминаю две точки, где я что-то мог делать с телефоном — у гостиницы и у морвокзала. Без особой надежды едем искать телефон туда. У гостиницы на стоянке припаркована другая машина, под ней и около нее телефона нет. Еще бы он остался на голом асфальте. Едем к морвокзалу, я нахожу место, где стояла машина, и еще из-за руля вижу в сугробе черный прямоугольник. Блин, повезло же! Телефон промок, разрядился, но нашелся и на первый взгляд работает! «Енькин, ты дебил!» — хихикает моя спутница. На этот раз я с ней согласен.

Мончегорск

8 вечера. Через 2 часа нас ждут на ночлег в Мончегорске, до которого 145 километров пути. Чем дальше от Мурманска, тем меньше грязи на дороге. Неспешная дорога заняла чуть менее двух часов. Из Питера по телефону нам указывают дорогу, девушки между собой никак не могут объясниться. Беру трубку, со второго раза находу по указаниям нужный поворот, и тут же делаю забавную ошибку. Указание «проехать чуть-чуть» я воспринимаю как «проехать мимо пару маленьких домов», в то время как в маленьком городе это означает «проехать 20 метров». Но нужный дом мы все же находим, хозяйка радостно нас встречает, и через полчаса мы за столом запиваем ужин какой-то «немироффской» настойкой. Без фанатизма, завтра таки снова за руль. Закачка новой музыки на завтра, душ, и вот она — первый раз за двое суток — кровать. До завтра.

Наутро — быстрый завтрак, и в обратный путь. Но перед этим — кружок по Монче, как называют город Мончегорск на месте.
Если в Мурманске слякоть, то здесь улицы не чистят в принципе, на перекрестке центральной улицы с обычной я едва не забуксовал.

IMG_1496

Рядовые улицы вообще ужасны, но за окружающие пейзажи и сопки городу можно простить все.

IMG_1500

Зато здесь много ярких цветных домов.

IMG_1508

Хорошо, наверное, жить в спальном районе у подножья сопки.

IMG_1505

На выезде из города установлен мужик с киркой — памятник горнякам, добывавшим здесь полезные ископаемые. Город, как говорят, построили здесь из-за ошибки геологоразведчиков, предсказывавших здесь несметные залежи руды. Руда нашлась, но в намного меньших, чем ожидалось, количествах. А город остался.

IMG_1509

Дорога обратно

Трасса, которую ночью мы практически не разглядели, оказалось невероятно живописной. Дорога скользкая, но ехать легко.

IMG_1512 IMG_1519

По дороге рассмотрели ближе понравившиеся ночью скалы.

IMG_1523 IMG_1529

Здесь есть традиция — отмечать памятные места цветными лентами.

IMG_1531

Больше всего лент около отметки Полярного Круга.

IMG_1555

Кто не находит ленточку — оставляет что придется, на одной из веток, например, там висит пара ботинок.

Дорога не сказать чтобы очень простая. За всю дорогу мы видели две серьезные аварии, по одной днем и ночью. Ночью автомобиль улетел в глубокий кювет, на месте ДТП уже стояли подъемный кран и экипаж ДПС, обозначившие включенной люстрой опасное место и указывавшие палкой, как объезжать работающий кран. Днем же, на обратном пути, мужики еще только ждали кран из соседнего поселка. Водитель жив, от помощи мужики отказались.

IMG_1547

Наклонившиеся деревья — это результат удара об них груженой фуры.

Поселок Зеленоборский. Здесь мы оценили вид на гидроэлектростанцию и купили лампочку, которую не отходя от кассы — в прямом смысле — я воткнул в фару взамен перегоревшей.

IMG_1549

Дальше были несколько сотен километров дороги под расслабляющую музыку, ужин на знакомой уже заправке ТНК, и около 10 вечера мы были под Петрозаводском. Взглянув на небо, я отмечаю что облака немного растянуло, и нам светит на дорогу полная луна, и тут же рождается идея — свернуть с трассы и посмотреть в свете луны знаменитый водопад Кивач.

До водопада от трассы идет узкая асфальтированная дорожка, перед водопадом — освещенная фонарями площадка. Мы спускаемся между сосен к смотровой площадке.

Картину из снега, лунного света и водопада словами не передать. Цифромыльница ее сфотографировать не смогла. Зато теперь, в ближайшее полнолуние есть повод съездить в Петрозаводск. Пока же мы прогуливаемся по лесу, осматриваем нехитрую местную инфраструктуру и едем дальше.

IMG_1570

На Олонецком посту ДПС случился курьез. Подъезжаем к посту. В машине играет саундтрек к «Бременским музыкантам». Взгляд падает на пузатых гайцов — в брониках, с автоматами, в этот момент из колонок:
… Если близко воробей — мы готовим пушку!
Мы, не сговаривая, в голос, хохочем.

(Я): — Щас наши рожи увидят, подумают что бухие или обкуренные… Остановят.
Действительно, гай машет нам палкой. Останавливаюсь. Опускаю стекло, изо всех сил стараясь сдержать смех.
В этот момент меняется трек:  … Говорят, мы бяки-буки!
(Гай): — Инспектор такой-то, документики!
(Мы, в ответ, не отводя глаз): — ХА-ХА-ХА!

Гай недобро смотрит на нас, и отправляется осматривать машину сзади. Там он нашел негорящую подсветку номера.
— Андрей Александрович, хи-хи… на месте устранять будете?
— Вот прямо здесь, в сугробе? Нет конечно! 100, и я поеду, ладно?
— Квитанцию выпишем щас!

Мои документы передаются в будку, я жду квитанцию.
— Т-щ лейтенант, коллега ваш обиделся на нас чтоли?
— Не знаю! А чо вы ржали как кони?
— Не специально мы, честное пионерское!

Эта неожиданная пауза в дороге надолго меня взбодрила. Остаток дороги прошел без приключений. На Мурманке я посмотрел, как ведутся дорожные работы ночью — для освещения используются мощные софиты, похожие на те, которыми подсвечивают киносъемочные площадки.

В 4.20 утра мы въехали в Питер.
Дорога от Питера до Мурманска за вычетом больших остановок на осмотр городов занимает примерно 15-16 часов. Средний расход топлива составил примерно 7,2 л на сотню. С собой неплохо иметь литров 10 проверенного бензина.

IMG_1557
comments powered by HyperComments

Подпишитесь на новые истории:

Поделитесь в соцсетях или мессенджерах: