В новогодние каникулы решил проехаться вокруг Ладожского озера в направлении против часовой стрелки. Если западный и северо-западный берега я знаю довольно хорошо, а южный в принципе не интересен, то восточная сторона озера была знакома мне лишь чуть-чуть. Я просмотрел путеводители в интернете, выбрал несколько точек интереса и набросал план. Еще одной целью был тест зимней ночевки в Ниссане — полноценной, лежа с вытянутыми ногами и сытным ужином в салоне, чтоб как у людей. Погода как раз располагала — два дня с градусником до -20, ясно, полнолуние. Лучше не придумаешь, поехали!
Александро-Свирский монастырь
В Синявино меня впервые за два года внимательно обнюхал молодой лейтенант ДПС. «На рыбалку, Андрей Александрович? Сегодня все туда, на окуня едут!» — «Нет, т-щ лейтенант, в Карелию, туристом». А дальше 200 км легкой езды и музыки. Вот где я словил настоящее новогоднее настроение — легкий снежок в дальнем свете фар, музыка доброго жанра, все как полагается. В монастырь я на самом деле не собирался, но почему бы и не да, раз указатель бросился в глаза?
Тут как раз рассветает
В храме как раз начиналась литургия. Зашел, постоял. Для меня — космополита и верующего во вселенский разум, пение на церковнославянском, мантры на санскрите и псалмы на латыни звучат одинаково непонятно и одинаково красиво, а храмы любых религий — не средство связи с бородатом мужиком или шестируким мутантом с небес, а место силы духа и сознания. Когда не много народа, не нужно ходить строем, а можно тихо устроиться в уголке и вдыхать запахи, слушать пения и думать или не думать — мне тут очень хорошо.
Монастырь популярен как место паломничества и имеет мощный инфраструктурный комплекс вокруг — гостиницы, кафе, информационный центр. Ключевая информация размещена прямо у входа: историческая справка, как правильно креститься и вести себя в храме, карта местности.
Еще один комплекс построек, вроде бы еще одно подразделение того же монастыря.
Милая инсталляция
И еще одна вещь, за которую я люблю монастыри — они почти всегда стоят в красивых пейзажных местах. Хоть тот же Соловецкий монастырь вспомнить.
В кафе «Паломник» я позавтракал омлетом с беконом и поехал дальше. Где-то здесь наступило -17, и веерные форсунки Ниссана замерзли — это плохая новость, но сразу же случилась и хорошая — говно на дороге тоже закончилось, а все машины с 10-ым регионом стали как одна чистыми.
Мосты Олонецкого района
После Олонца, где ничего интересного, дорога идет через деревни, стоящие вдоль реки Олонка. В деревне Рыпушкалицы путеводитель обещал деревянный подвесной мост. Едем смотреть!
Мост состоит из двух стальных тросов, перекинутых через столбы, и деревянного настила с перилами
Вид на сельскую панораму
Путеводитель забывает сообщить, что деревянных подвесных мостов в Рыпушкалицах не один, а два. И второй по ходу движения от Олонца едва ли не более фотогеничен.
Едем дальше. До Финляндии отсюда почти 200 км, но указатели уже дублируются на финском, и встречаются финские дорожные знаки на желтом фоне и с финской графикой.
Она хотела бы жить на Манхэттене и с Деми Мур делиться секретами, но он был простым инженером в поселке Ильинский, и они строили мосты как могли. Еще один необычный висячий мост.

Такие фотки виды обещает путеводитель и инстаграм. Реальность выглядит чуть менее привлекательно. До Манхэттена Ильинскому еще далеко.
Типичный для Карелии многоквартирный дом, слегка барачного типа.
Восточный берег Ладоги
Не только знаки косят под финские. Местные жители, для которых что в Питер, что в Петрозаводск, что в финские приграничные города — одинаковые 250 км, перенимают традиции западных соседей в части покраски домов. Смотрите сами.
На часах около часа дня, но солнце, как положено в регионе зимой — низкое. Жители Видлицы, которым повезло с красивым берегом Ладоги, фотографируются на фоне удачного света.
Я не поддерживаю жанр селфи, поэтому фоткаю пейзажи в почти закатном свете
И машину, которая как всегда удачно вписывается в композицию

Где-то здесь я понимаю что из-за смены планов и посещения монастыря к нормальному свету на водопад я не успеваю. В тот момент, по моему мнению, еще был шанс успеть — я не знал что будет на подъезде к водопаду. И я втопил на полную.
Топить на полную по местным дорогам весело. Они содержатся в состоянии «утрамбованного снежного наката», но после прошлой оттепели накат чисто ледяной.
Еще один типа финский дом
Ж\д переезд
Разрушенная церковь в поселке Салми, по-моему еще даже финская

Карельские сосны не обламываются вырастать на любом твердом месте, до которого дотянутся
Водопад Юканкоски, или Белые мосты
Дорога к водопаду оказалась даже отмечена указателем. Путеводители (большинство, не только альтертревел) называют водопад редко посещаемым, но это, конечно же, не так — в выходные десятка два экипажей плюс хозяева окрестных баз с партиями туристов ездят ежедневно. К редкопосещаемым местам не пробивают дорог. Здесь дорога есть, но сейчас, зимой — в формате односторонней колеи. Начало вполне нормальное, любой полноприводный автомобиль может выскочить из нее в сугроб и разъехаться со встречным.
Обратите внимание, уже закат, времени на водопад — в обрез
Дальше колея становится тяжелее, идущая впереди Мазда БТ-50 местами просаживается. Разъезжаемся с парой встречных. Ниссан пошкрябывает днищем, но прет. Я слегка нервничаю и одновременно радуюсь как хорошо работает заблокированный полный привод.
А дальше я вижу полянку-парковку, а после нее вот это. Встречный местный на лифтованной Ниве говорит что все оставляют машины тут, дальше вот так и три-четыре пиздеца, камней нет, но Ниве тяжело в уазовской колее. Идти пешком два километра. Да ну нахуй, думаю, либо прорвусь и успеваю, либо сяду и не успею все равно что пешком. Пошел!
И если до этого момента я просто радовался как едет машина, то теперь я натурально охренел в восторге. Скрежет льда и снега под колесами, глухие удары при перекатывании через бугры и ямы, но Ниссан выбирается из колеи когда надо пройти вразрез, рубит себе новую колею мордой через снег, лезет в обледенелые горки. Такие препятствия на этой машине я еще не проходил. Невероятно.
Прорвался. Экипаж БТ-50 встретил меня на поляне перед водопадом аплодисментами — реально, не шучу — и репликами «уж ты ж нихуя себе ебануться, всем буду кашкай рекомендовать». И еще одно коронное — «не страшно тебе одному?»…
Нет, не страшно. У меня есть опыт приключений. В машине есть цепи, пила, топор и такелажные принадлежности — даже если я в гордом одиночестве сяду пузом в яму или сорвусь с колеи в канаву — я выкопаюсь и поставлю машину на ход. Не за час, так за пять. Не за пять, так за сутки, если вокруг есть лес и грунт, я в конце концов настилю себе новую дорогу. Зима, холодно? В машине комплект одежды на -40 и снег по пояс, запас еды и воды. Убил машину насмерть, как тогда, летом в Терву? Зимой со мной запасное тепло на газу, запасное электричество — я не замерзну и не оголодаю в ожидании помощи, которую я, конечно же, выяснил заранее где и как достать. Волнуюсь, но не боюсь. Правда, адреналина от этого меньше не становится.
И вот награда и главная цель всего действия. Водопад.
Мосты, в честь которых водопад назван по-русски, были здесь.
Вид с верхушки главного каскада
На этом фотки заканчиваются, потому что стемнело. Я вернусь сюда утром, а пока — назад. Сердце несколько раз снова падает в стремных местах, в нормальных — руки тянутся к фотику.
— Андрей, зачем ты сюда полез?
— Во-первых, это красиво!
Уже на условно нормальной дороге встречаем присевшего парня на Пежо-206. То что он сюда вообще доехал — он, конечно, молодец — я помню свои авантюры на Фокусе и Жигулях. Но зачем он сделал это на ночь глядя, и без всякой подготовки, даже без лопаты?! Сидел он так, что БТ-шка не смогла его с первого раза сдернуть, пришлось копать и толкать. Хорошо что с горки он съехать не успел, где ему было без шансов что вперед, что назад. Вот кому должно было быть страшно.
Туристы уходят вперед, я же сворачиваю к озеру Руокоярви, где приглядел себе место ночевки. Ниссан снова радует, пробивая себе дорогу по целине — ноги вязнут, а колеса едут! Темнеет. Восходит луна. Я понимаю, что место мне досталось просто невероятно, охренительно шикарное. Никого вокруг на десяток километров. Только я, мороз, костер, луна и звезды. Фотографирую, медитирую на огонь, кайфую.
А в машине в это время разогревается нажористый борщ. Никаких сублиматов и чипсов с колой. Настоящий ужин со свежим монастырским хлебом.
Сериал на нетбуке, теплый спальник, можно расслабиться и вытянуть ноги под тихое пофыркивание мотора. Он будет работать всю ночь для тепла, расход топлива где-то литр в час, может меньше — не замерял точно.
За окном — полная луна и звезды. Много думал про энергию огня, воды(в 10 метрах — озеро) и Луны. Добрых снов.
Реально, ребята, я ночевал с такой картинкой за окном. Вот как снимался предыдущий кадр.
Доброе утро! Ароматный чай, данончик, сушки, досматриваю первый сезон Шерлока, жду рассвет
И с первыми лучами выезжаю обратно на водопад, фотографировать. На этот раз оставляю машину где все — повторять подвиги, во-первых, нет желания, а во-вторых — какой смысл гулять по морозному утреннему лесу на машине?
Деревья и вчерашние препятствия красиво подсвечиваются рассветным солнцем

Вот он, водопад во всей красе
Солнце, к сожалению, зимой не попадает прямыми лучами в овраг с водопадом
Сдержанная, но мощная красотень. Я сюда еще вернусь.
Возвращаюсь к машине, тут уже собрались машины, не решившиеся ехать последние два километра. И тут я подумал, что среди таких нерешившихся, особенно эльки, стоять как-то даже и не стыдно бы было вчера.
Фотик на морозе за полтора часа издох, фоткал уже на телефон.
Возвращаюсь. Встречаю туристов из Башкирии и еще откуда-то. Они благоразумно решили не рисковать легковыми Шкодой и Шевроле вдали от дома, и пошли пешком не последние два, а все девять километров в одну сторону.
На месте примыкания дороги от водопада к трассе на Сортавалу стоит эстакада и сортир. Наверное, чтоб оценить разрушения после заезда и облегченно обосраться. У меня, скажем так, хуже чем было на днище машины — не стало. Пришлось только топором сбивать с колес килограммы льда, с которыми ехать быстрее 50 км\ч было совершенно нереально.
Ляскеля — Хелюля
Мне оставался последний плохо знакомый участок пробега.
Визитная карточка поселка Ляскеля — отремонтированное здание ГЭС. Карелия — один из немногих регионов, в котором сохранили малую гидроэнергетику.
Туристический поток в регион сейчас такой, что любая точка интереса подходит для бизнеса. Прямо на дороге достраивают гостиницу, а видовой ресторанчик при ней будет предлагать такой вид. Необычно, конечно, но меня не вставляет. Может быть, после ночи под луной.
От Ляскеля в сторону Сортавалы дорога идет вдоль берега шхер. Вот тут — мне нравится, красиво.


Последний пункт программы — гора Паасо. На ней заявлены остатки древнего карельского городища, но: а) кто-то выкупил землю на горе и поставил посреди дороги наверх шлагбаум, строят очередную гостиницу с террасой; б) под снегом ничего не разобрать. Делаю прощальный кадр на местность, дальше все места давно уже знакомы.
Хотя, знакомые места мне тоже по нраву. Сворачиваю с трассы на дорожку через Лумиваару, отмечаю пару нужных для лета точек и заезжаю посмотреть на уже знакомую кирху. Вот как она выглядит зимой.
Такая получилась поездка. Карелия, жди меня в мае.
Пишите мне сюда:
Facebook
Instagram
Вконтакте