В новогодние каникулы решил проехаться вокруг Ладожского озера в направлении против часовой стрелки. Если западный и северо-западный берега я знаю довольно хорошо, а южный в принципе не интересен, то восточная сторона озера была знакома мне лишь чуть-чуть. Я просмотрел путеводители в интернете, выбрал несколько точек интереса и набросал план. Еще одной целью был тест зимней ночевки в Ниссане — полноценной, лежа с вытянутыми ногами и сытным ужином в салоне, чтоб как у людей. Погода как раз располагала — два дня с градусником до -20, ясно, полнолуние. Лучше не придумаешь, поехали!
DSC_1627

Александро-Свирский монастырь

В Синявино меня впервые за два года внимательно обнюхал молодой лейтенант ДПС. «На рыбалку, Андрей Александрович? Сегодня все туда, на окуня едут!» — «Нет, т-щ лейтенант, в Карелию, туристом». А дальше 200 км легкой езды и музыки. Вот где я словил настоящее новогоднее настроение — легкий снежок в дальнем свете фар, музыка доброго жанра, все как полагается. В монастырь я на самом деле не собирался, но почему бы и не да, раз указатель бросился в глаза?

Тут как раз рассветает
DSC_1350

В храме как раз начиналась литургия. Зашел, постоял. Для меня — космополита и верующего во вселенский разум, пение на церковнославянском, мантры на санскрите и псалмы на латыни звучат одинаково непонятно и одинаково красиво, а храмы любых религий — не средство связи с бородатом мужиком или шестируким мутантом с небес, а место силы духа и сознания. Когда не много народа, не нужно ходить строем, а можно тихо устроиться в уголке и вдыхать запахи, слушать пения и думать или не думать — мне тут очень хорошо.
DSC_1346

Монастырь популярен как место паломничества и имеет мощный инфраструктурный комплекс вокруг — гостиницы, кафе, информационный центр. Ключевая информация размещена прямо у входа: историческая справка, как правильно креститься и вести себя в храме, карта местности.
DSC_1361

Еще один комплекс построек, вроде бы еще одно подразделение того же монастыря.
DSC_1360

Милая инсталляция
DSC_1345

И еще одна вещь, за которую я люблю монастыри — они почти всегда стоят в красивых пейзажных местах. Хоть тот же Соловецкий монастырь вспомнить.
DSC_1370

В кафе «Паломник» я позавтракал омлетом с беконом и поехал дальше. Где-то здесь наступило -17, и веерные форсунки Ниссана замерзли — это плохая новость, но сразу же случилась и хорошая — говно на дороге тоже закончилось, а все машины с 10-ым регионом стали как одна чистыми.

Мосты Олонецкого района

После Олонца, где ничего интересного, дорога идет через деревни, стоящие вдоль реки Олонка. В деревне Рыпушкалицы путеводитель обещал деревянный подвесной мост. Едем смотреть!
DSC_1382

Мост состоит из двух стальных тросов, перекинутых через столбы, и деревянного настила с перилами
DSC_1392

Вид на сельскую панораму
DSC_1395

Путеводитель забывает сообщить, что деревянных подвесных мостов в Рыпушкалицах не один, а два. И второй по ходу движения от Олонца едва ли не более фотогеничен.
DSC_1406

Едем дальше. До Финляндии отсюда почти 200 км, но указатели уже дублируются на финском, и встречаются финские дорожные знаки на желтом фоне и с финской графикой.
DSC_1409

Она хотела бы жить на Манхэттене и с Деми Мур делиться секретами, но он был простым инженером в поселке Ильинский, и они строили мосты как могли. Еще один необычный висячий мост.
DSC_1421

DSC_1428

Такие фотки виды обещает путеводитель и инстаграм. Реальность выглядит чуть менее привлекательно. До Манхэттена Ильинскому еще далеко.
DSC_1429

Типичный для Карелии многоквартирный дом, слегка барачного типа.
DSC_1424

Восточный берег Ладоги

Не только знаки косят под финские. Местные жители, для которых что в Питер, что в Петрозаводск, что в финские приграничные города — одинаковые 250 км, перенимают традиции западных соседей в части покраски домов. Смотрите сами.
DSC_1442

На часах около часа дня, но солнце, как положено в регионе зимой — низкое. Жители Видлицы, которым повезло с красивым берегом Ладоги, фотографируются на фоне удачного света.
DSC_1467

Я не поддерживаю жанр селфи, поэтому фоткаю пейзажи в почти закатном свете
DSC_1455

И машину, которая как всегда удачно вписывается в композицию
DSC_1476

DSC_1451

Где-то здесь я понимаю что из-за смены планов и посещения монастыря к нормальному свету на водопад я не успеваю. В тот момент, по моему мнению, еще был шанс успеть — я не знал что будет на подъезде к водопаду. И я втопил на полную.

Топить на полную по местным дорогам весело. Они содержатся в состоянии «утрамбованного снежного наката», но после прошлой оттепели накат чисто ледяной.
DSC_1492

Еще один типа финский дом
DSC_1511

Ж\д переезд
DSC_1512

Разрушенная церковь в поселке Салми, по-моему еще даже финская
DSC_1502

DSC_1503

Карельские сосны не обламываются вырастать на любом твердом месте, до которого дотянутся
DSC_1507

Водопад Юканкоски, или Белые мосты

Дорога к водопаду оказалась даже отмечена указателем. Путеводители (большинство, не только альтертревел) называют водопад редко посещаемым, но это, конечно же, не так — в выходные десятка два экипажей плюс хозяева окрестных баз с партиями туристов ездят ежедневно. К редкопосещаемым местам не пробивают дорог. Здесь дорога есть, но сейчас, зимой — в формате односторонней колеи. Начало вполне нормальное, любой полноприводный автомобиль может выскочить из нее в сугроб и разъехаться со встречным.

Обратите внимание, уже закат, времени на водопад — в обрез
DSC_1514

Дальше колея становится тяжелее, идущая впереди Мазда БТ-50 местами просаживается. Разъезжаемся с парой встречных. Ниссан пошкрябывает днищем, но прет. Я слегка нервничаю и одновременно радуюсь как хорошо работает заблокированный полный привод.
DSC_1516

А дальше я вижу полянку-парковку, а после нее вот это. Встречный местный на лифтованной Ниве говорит что все оставляют машины тут, дальше вот так и три-четыре пиздеца, камней нет, но Ниве тяжело в уазовской колее. Идти пешком два километра. Да ну нахуй, думаю, либо прорвусь и успеваю, либо сяду и не успею все равно что пешком. Пошел!
DSC_1604

И если до этого момента я просто радовался как едет машина, то теперь я натурально охренел в восторге. Скрежет льда и снега под колесами, глухие удары при перекатывании через бугры и ямы, но Ниссан выбирается из колеи когда надо пройти вразрез, рубит себе новую колею мордой через снег, лезет в обледенелые горки. Такие препятствия на этой машине я еще не проходил. Невероятно.
DSC_1517

Прорвался. Экипаж БТ-50 встретил меня на поляне перед водопадом аплодисментами — реально, не шучу — и репликами «уж ты ж нихуя себе ебануться, всем буду кашкай рекомендовать». И еще одно коронное — «не страшно тебе одному?»…

Нет, не страшно. У меня есть опыт приключений. В машине есть цепи, пила, топор и такелажные принадлежности — даже если я в гордом одиночестве сяду пузом в яму или сорвусь с колеи в канаву — я выкопаюсь и поставлю машину на ход. Не за час, так за пять. Не за пять, так за сутки, если вокруг есть лес и грунт, я в конце концов настилю себе новую дорогу. Зима, холодно? В машине комплект одежды на -40 и снег по пояс, запас еды и воды. Убил машину насмерть, как тогда, летом в Терву? Зимой со мной запасное тепло на газу, запасное электричество — я не замерзну и не оголодаю в ожидании помощи, которую я, конечно же, выяснил заранее где и как достать. Волнуюсь, но не боюсь. Правда, адреналина от этого меньше не становится.

И вот награда и главная цель всего действия. Водопад.
Мосты, в честь которых водопад назван по-русски, были здесь.
DSC_1522

Вид с верхушки главного каскада
DSC_1523

На этом фотки заканчиваются, потому что стемнело. Я вернусь сюда утром, а пока — назад. Сердце несколько раз снова падает в стремных местах, в нормальных — руки тянутся к фотику.
DSC_1548

— Андрей, зачем ты сюда полез?
— Во-первых, это красиво!
DSC_1545

Уже на условно нормальной дороге встречаем присевшего парня на Пежо-206. То что он сюда вообще доехал — он, конечно, молодец — я помню свои авантюры на Фокусе и Жигулях. Но зачем он сделал это на ночь глядя, и без всякой подготовки, даже без лопаты?! Сидел он так, что БТ-шка не смогла его с первого раза сдернуть, пришлось копать и толкать. Хорошо что с горки он съехать не успел, где ему было без шансов что вперед, что назад. Вот кому должно было быть страшно.

Туристы уходят вперед, я же сворачиваю к озеру Руокоярви, где приглядел себе место ночевки. Ниссан снова радует, пробивая себе дорогу по целине — ноги вязнут, а колеса едут! Темнеет. Восходит луна. Я понимаю, что место мне досталось просто невероятно, охренительно шикарное. Никого вокруг на десяток километров. Только я, мороз, костер, луна и звезды. Фотографирую, медитирую на огонь, кайфую.
DSC_1558

А в машине в это время разогревается нажористый борщ. Никаких сублиматов и чипсов с колой. Настоящий ужин со свежим монастырским хлебом.
DSC_1569

Сериал на нетбуке, теплый спальник, можно расслабиться и вытянуть ноги под тихое пофыркивание мотора. Он будет работать всю ночь для тепла, расход топлива где-то литр в час, может меньше — не замерял точно.
DSC_1592

За окном — полная луна и звезды. Много думал про энергию огня, воды(в 10 метрах — озеро) и Луны. Добрых снов.
DSC_1595

Реально, ребята, я ночевал с такой картинкой за окном. Вот как снимался предыдущий кадр.
P_20150106_041222

Доброе утро! Ароматный чай, данончик, сушки, досматриваю первый сезон Шерлока, жду рассвет
DSC_1599

И с первыми лучами выезжаю обратно на водопад, фотографировать. На этот раз оставляю машину где все — повторять подвиги, во-первых, нет желания, а во-вторых — какой смысл гулять по морозному утреннему лесу на машине?
DSC_1616

Деревья и вчерашние препятствия красиво подсвечиваются рассветным солнцем
DSC_1614

DSC_1647

Вот он, водопад во всей красе
DSC_1634

Солнце, к сожалению, зимой не попадает прямыми лучами в овраг с водопадом
DSC_1637

 

Сдержанная, но мощная красотень. Я сюда еще вернусь.
DSC_1642

Возвращаюсь к машине, тут уже собрались машины, не решившиеся ехать последние два километра. И тут я подумал, что среди таких нерешившихся, особенно эльки, стоять как-то даже и не стыдно бы было вчера.
Фотик на морозе за полтора часа издох, фоткал уже на телефон.
P_20150106_113950

Возвращаюсь. Встречаю туристов из Башкирии и еще откуда-то. Они благоразумно решили не рисковать легковыми Шкодой и Шевроле вдали от дома, и пошли пешком не последние два, а все девять километров в одну сторону.
На месте примыкания дороги от водопада к трассе на Сортавалу стоит эстакада и сортир. Наверное, чтоб оценить разрушения после заезда и облегченно обосраться. У меня, скажем так, хуже чем было на днище машины — не стало. Пришлось только топором сбивать с колес килограммы льда, с которыми ехать быстрее 50 км\ч было совершенно нереально.
DSC_1649

Ляскеля — Хелюля

Мне оставался последний плохо знакомый участок пробега.

Визитная карточка поселка Ляскеля — отремонтированное здание ГЭС. Карелия — один из немногих регионов, в котором сохранили малую гидроэнергетику.
DSC_1650

Туристический поток в регион сейчас такой, что любая точка интереса подходит для бизнеса. Прямо на дороге достраивают гостиницу, а видовой ресторанчик при ней будет предлагать такой вид. Необычно, конечно, но меня не вставляет. Может быть, после ночи под луной.
DSC_1656

От Ляскеля в сторону Сортавалы дорога идет вдоль берега шхер. Вот тут — мне нравится, красиво.
DSC_1661

DSC_1665 DSC_1673

Последний пункт программы — гора Паасо. На ней заявлены остатки древнего карельского городища, но: а) кто-то выкупил землю на горе и поставил посреди дороги наверх шлагбаум, строят очередную гостиницу с террасой; б) под снегом ничего не разобрать. Делаю прощальный кадр на местность, дальше все места давно уже знакомы.
DSC_1685

Хотя, знакомые места мне тоже по нраву. Сворачиваю с трассы на дорожку через Лумиваару, отмечаю пару нужных для лета точек и заезжаю посмотреть на уже знакомую кирху. Вот как она выглядит зимой.
DSC_1692

Такая получилась поездка. Карелия, жди меня в мае.

Подпишитесь на новые истории:


Поделитесь в соцсетях или мессенджерах: