Осень, начало октября, мы путешествуем по одной сильной и независимой республике. Ну как путешествуем, задумка поваляться на море превратилась в насыщенную программу вылазок к разным красотам. И вот вечером моя женщина предлагает поехать завтра посмотреть «самое красивое место в горах», она в интернетах прочитала. А еще там располагается вход в самую глубокую в мире пещеру — Крубера-Воронью. Эти ориентиры и стали нашей целью на день.
Мы изучаем маршрут. Из четырех карт — Яндекс, Гугл, бумажные сканы из инета и Maps.me, только Мэпс показывает что дорога в принципе есть. Вы наверняка знаете, что эта навигация вообще понимает термин «дорога» очень творчески. Потратили два часа на изучение местности по спутниковым фото и поиск инфы на туристических и джиперских форумах — инфа скудна, опорная точка, названная на карте «летник Гюзле», фигурирует в основном у пеших туристов и спелеологов. О том что на местном говоре она зовется Гузла или Гузола, я узнаю много позже. Как и о том, что джиперы, оказывается, ездят сюда в эти свои экспедиции. В тот момент же мы, наивные, решили что доедем докуда доедем и шустро метнемся вверх ногами. Ну так, легко доедем, хехе.

Выезжаем утром, поздно. Подготовились основательно — закупились шоколадками и несколькими бутылками воды. «Что там ехать, 50-60 км каких-то» — решаю, и забиваю не только на сбор походного рюкзака, но и на дозаправку машины.
Что-то подозревать я начал когда первые 15 км мы ехали час, переползая через здоровые валуны. В месте, обозначенном на карте как «Менделеево» — там штук пять дворов — я увидел слегка лифтованный Патруль, и поинтересовался у хозяина, проедем ли мы до Гюзле на своей Л200. «Может и проедете, такие вроде ездят» — ответил мужик, и пояснил как проходить пару тяжелых мест. Следующие 15 км мы едем два с половиной часа. Понижайка. Каменистая колея. Разбитые мостики через канавы. Митсубися с трудом, но уверенно тащила нас на 2000 м над уровнем моря. Дорогу мы отснять, конечно, не догадались. Вернее, я был занят преодолением препятствий, а моя спутница — их переживанием. Тихое «м-м-мааамочка» вместо «куда ты прешь вообще, дебил?!» — это невероятно, невероятно мило:) Пейзажи тем временем становятся все более горными.
Летник Гюзле (я буду называть его как на карте) — небольшое поселение пастухов, выгоняющих скот на горные пастбища в теплый сезон.

Здесь заканчивается лес и начинается крутой серпантин наверх в горы.

Мы лезем вверх дальше. Дорога только на фото кажется ровной и легкой, на самом деле это затяжной подъем с довольно сыпучим грунтом и крупными булыжниками. Практически шоссейная резина Cooper Discoverer ATR пробуксовывает и щелкает скальником.

Еще на фото не видно, что в полуметре от колеи начинается практически вертикальный обрыв на сто метров вниз, когда буксующую машину начинает таскать на подъеме в стороны, становится слегка напряженно.
Отмечаем начинающийся перегрев (ну 3 часа вверх на понижайке, сколько можно-то), решаем что хватит автоподвигов — пришло время идти гулять.

Пейзажи сногсшитабательны. Мы на 2000+ метрах высоты, впереди маячат заснеженные трехтысячники. Под девизом «давай за поворот еще пройдем, там же ВИДЫ» мы уходим все дальше.


По пути встречаются безлюдные урочища. Где-то на заднем плане или в таком же соседнем «цирке» спрятался вход в пещеру Крубера-Воронью — неприметная яма, ведущая вниз более чем на два километра. Таких ям нам попадалось несколько по пути, они едва выделяются на общем пейзаже. Только представьте — небольшая дырка в земле уходит вниз более чем на два километра, приводит в огромные залы, никогда не видевшие солнечного света.

По-моему, вход в пещеру здесь. Мы не стали отвлекаться и выискивать точную локацию, т.к. одну яму от другой отличали с трудом, в то время как виды вокруг буквально сводили с ума.


Кавказская Швейцария, альпийские луга. Где-то вчера мы читали такое название этих мест.



Золотая осень в горах — лучший сезон для путешествий.


Мы держим в голове необходимость вернуться домой, разбитую дорогу я рассчитываю хотя бы на две трети пройти засветло.

Простите, далекие суровые вершины, мы дойдем до вас в следующий раз. Время разворачиваться.

Но вечерний свет не отпускает, мы не отрываемся от фотиков и глазеем по сторонам.


За полчаса до заката мы не то что не проехали две трети дороги, а даже не вернулись к машине. Мы, тем не менее, заняты только волшебными красками осенних гор.


Парные фото с загадкой мне катастрофически не удаются:)

С моря ползут тучи с обещанным дождем, что может сделать спуск совсем сложным. Помните про обрыв, например? На фото облака пока еще снизу, а не над нами.

Дорогу назад мы начали ровно в момент касания солнцем горизонта. Тут обнаружилось, что топлива осталось впритык. Конечно, ведь мы рассчитывали легонько прокатиться же! Два часа спуска, теперь уже в темноте. Катастрофически не хватает головного света, особенно когда нужно просмотреть путь слегка по сторонам. Моя штурман на ходу учится оценивать варианты прохода препятствий и подсказывает мне про все, что с моей стороны в темноте не видно.
Если застрянем — может не хватить топлива чтобы исправить ошибку. Один раз голоса в голове уводят меня с дороги не туда — сразу застреваем, слава богу выезжаю, не успев психануть. Об аккуратности я уже забыл, и от души колочусь защитой по камням. Лязг, скрежет, каждый удар как последний, но вроде едем пока. Клянусь что в гробу видал этот джиппинг сраный минимум до зимы, прошусь в офис, городские кофейни и к маме на ручки. Делать фото Преодоления и Оффроуда руки не доходят абсолютно.
В Менделеево решаю не дразнить судьбу и попросить у того же мужика на Патруле литров пять топлива про запас. Горное гостеприимство накрывает нас с головой. Нас приглашают за стол, кормят ужином. Разговариваем, выясняем, что внучка одного из хозяев учится в Питере, а раз так — нам моментально собирают килограммов пять гостинцев для девушки, ну и для нас мешок вкусняшек. А хозяин Патруля, расспросив про дорогу в горы, уточняет, что на Патруле-то он туда никогда не ездил — ему жалко машину.
Ливень начался уже когда мы стояли на заправке. Спасительные пять литров не пригодились. Осматриваю машину снизу — гнутые пороги, защитный короб из трехмиллиметровой стали искорежен, у листов позади болты М8 выломаны под корень. Хорошая была защита.
И день прошел чудесно, удивительно хорошо.
Отдых на море, говорите? Ну вот вам немного тамошнего Черного моря бонус-треком.


В следующий раз, когда мы соберемся в горы сильной и независимой республики, заночуем перед стартом в палатке здесь. На берегу.

Пишите мне сюда:
Facebook
Instagram
Вконтакте