Как проехать в это место офигительных пейзажей? Оно — вечный резидент шорт-листа «Первозданной России» и других фотоконкурсов, блогов о природе, подборок «N красивых мест» и топов инстаграма.

Место дичайше красивое. Тут на Колыме такие красоты раскиданы по всему краю. Но они непонятны для обычного инста-туриста. Слишком недоступны. Даже вертолетная заброска, как на Камчатке, там не поможет. Здесь вам не тут — расстояния сумасшедшие, дальности полета Ми-8 много где просто не хватает.

Озеро Джека Лондона по местным меркам — рядом. 500 км по грунтовке от Магадана до пос. Ягодное. Переправиться через реку Дебин. И еще 50 км дороги, заброшенной лет 30 назад.

Название озеру в честь писателя дали геологи в 1930-х. Им же мы обязаны за дорогу. Здесь искали полезные ископаемые, а в 80-е на берегу озера был детский(!) турлагерь. К нему вела непростая, но проходимая дорога, через бесчисленные ручьи были прокинуты деревянные мосты.

Сейчас хоз.деятельности в районе не ведется. На озере стоит метеостанция, есть остатки лагеря. Мосты по дороге разрушены, а многие уже исчезли без следа. Сюда заезжают редкие охотники, фотографы и туристы, бывают рейсы для поддержки метеостанции. 55 километров дороги в идеальную погоду максимально заряженные для бездорожья Камаз 6х6 или Урал идут 8 часов. Доходят, как мы пронаблюдали, не всегда.

Все путешественники на Колыму сюда хотят, и я тоже хотел. Но у меня маленькие 31″ колеса, лебедки нет, и даже шноркеля тоже нет. Поэтому я ехал и думал что может быть, когда-нибудь, а сейчас страшно. Но хорошие путешественники все следят друг за другом в инстаграме. Мы тоже обменивались лайками с другими экипажами — всего в 2020 году из столиц в Магадан я насчитал семь путешествовавших машин.

И вдруг слово за слово:

— на Джека собираетесь?
— в одну машину стремно, не подготовлены
— нам тоже, не подготовлены
— поехали вместе!

Так все и началось.

Первое препятствие на пути к Озеру — брод через реку Дебин. Мост в Ягодном разрушен в 2013 и не похоже чтобы его собирались чинить. Реки на Колыме — это такие штуки, которые непредсказуемы как русская рулетка. Но нам повезло — воды в реке было мало. Затейливый брод проходим сложной дугой по малой воде — уровень 0 по меткам на развалинах моста. Что б вы понимали, он размечен от нуля на два метра вверх. Река и брод надежно берегут озеро от блогеров.

Мы идем смотреть брод. Я в болотниках прохожу треть, опытный Вова сразу натянул гидрак. Воды выше пояса, без посоха течением валит с ног.

Шноркель, значит. На свет появляется труба от печки для палатки. Раскручиваю воздухозаборник машины. Мультитулом и армированным скотчем нестыкуемое — стыкуется, капот фиксирую веревкой.

Пока мы ходили, с того берега пришли два тяжелых грузовика — Урал и Зил. Вот подарок! Смотрим как проходят брод они — ага, как мы и нашли. Водитель высоченного Зила, между прочим, заранее снимает с мотора вентилятор. Там на фото высота и глубина наглядны. Правее кадра — глубже. Тревожусь втихаря.

Здороваемся, просим не уезжать пока мы идем брод. Мужики рассказывают про дорогу дальше, достают телефоны — нас снимать.

Блокировка, пониженная — поехали. Медленно идем по большой дуге. Течение давит. Уазику норм. А у меня тихонько всплывает жопа. Ругаюсь матом. Даю рулем против течения, вроде прижало к дну, ффух. Капот на веревочке под напором воды тревожно скрипит.

Глубоко, глубоко, меньше, меньше, ура, берег!

Из машин льется вода. Сушимся. Фоткать уже поздно. Блин. Так я брод и не снял.

Ставим метки-уровни на урезе воды. Они пригодятся нам по пути обратно.

Первые 21 км дороги на Джека можно считать «учебными». Смотрим как устроены тут многочисленные ручьи поперек дороги, переползаем легкие каменные осыпи и пересохшие русла. Привыкаем к тому кто из нас как едет.

Мелкие бродики бывают с ямами и валунами под водой, но все они не представляют опасности если (а) быть внимательным и (б) не лениться ходить даже мелкий брод ногами.

Интересный триал на 17 километре — спуск по камням.

Колея на дороге почти везде грузовая, довольно глубокая. Уже здесь я задумался, сколько придется идти по ней вразрез, непрерывно шкрябая бортом по жестким веткам кустарника. Забегая вперед — где-то через 20 км к постоянному скрежету по кузову вот этих кустов привыкаешь:)

На 21 километре дороги — второй крупный брод через ручей с названием Неожиданный. Проходим его осторожно, он довольно каменистый. Сразу за ручьем отличная поляна для ночевки. Таких комфортных мест следующие 30 км не будет.

Вот инфа про это место. Оно кажется на фото безопасным, УАЗик даже не замочил высокий капот. Но вот что пишет в комментах к чужому ролику на Ютубе женщина(!) по имени Светлана, с ее слов более 10 лет (!!) проработавшая на озере егерем(!!!): «Если накануне прошёл дождь и вода большая — не советую переезжать, лучше день подождать, когда вода спадёт. Был летальный исход, когда мужчина решил в одиночку перегнать мотоцикл без коляски, так как вода была большая, мотоцикл накрыл мужчину и снёс вниз по течению. Мужчина погиб на глазах у сына!».

Обратите внимание на это «день подождать». На старте мы по привычке считали время часами — плюс-минус часы закладывали на трудности. Квант времени здесь не час, а минимум день. Плюс-минус день подождать чего-нибудь — вот комфортный ход времени в этих краях.

Вторые 2/3 дороги на Джека порадуют любителей оффроуда и пейзажей.

С 22 км пошли глубокие грязные лужи с колеями от грузовиков. После пары заходов с тросами, сендтраками и лопатой начинаем проверять ногами не только броды, но и лужи тоже. В процессе можно давать крюка и набирать с кустов горсть голубики.

Местами дорога разбита совсем, объезжаем поверху с очень стремными кренами.

Каменистый участок 37-й км проходим медленно, но уверенно. Если в пересохших (или нет) руслах мы раскидывали валуны руками, то тут — только осторожно рулить, вывешивать колеса и объяснить штурману что легкий скрежет из-под порогов — это нормально. Правда утром мне так скрутило в рулон и вырвало третий лист защиты.

Спуски в ручьи местами стремные. Несколько раз съезжал и думал — блин, сюда ок, а как обратно-то поеду? Забегая вперед — действовать и вправду пришлось творчески.

Остроконечные горные хребты все ближе. Виды сносят голову.

Мы проходим почти до самого озера и упираемся в мега-лужу (кажется 54 км). В ней со слов той же женщины-егеря тоже топились насмерть. Обходить по болоту попробовали — плохо, тем более что лебедка нас уже покинула. Вечереет. Решаем стоять неподалеку у ручья, а завтра думать.

Вечером на свет пришел охотник. Он рассказал что поломал здесь привод у Делики и ждет помощь. Ночью помощь пришла — «корч» из кузова древней Сузуки Витары с шасси и колесами я даже не знаю от чего, просто гигантскими. Водитель пояснил что озеро рядом, спускаться нам не надо, потому что даже он на своем чудище поднимается без лебедки через раз. А сам он ехал буксиром для той Делики, которая на оставшемся заднем мосту могла брать препятствия только разгоном или волоком. Выглядело это жутко.

Мы расслабленно переночевали и добрались до Озера с утра.

По-хорошему здесь нужно много дней. Неделю минимум. И очень нужен каяк.

Мы весь день ходили пешком — решили что походный день лучше бестолкового тягания машин по бездорожью. Взяли рюкзаки и пошли.

Ощущения когда мы добрались сюда, конечно, удивительные. Смесь гордости и какого-то дикого восторга. За полгода до этого я ходил по фотовыставке «Первозданная Россия», смотрел фото отсюда и думал «в этом году вряд ли, когда-нибудь». И вот я здесь.

Красиво, по-инстаграмовски, постоять на берегу лагерем тут почти негде. Берега сильно заболочены, а там где не болото, будет что-то типа курумника, на которых особо не развернешься. Здесь нужно красиво, по-инстаграмовски, ходить.

По всем популярным фотографиям Джека мне казалось что озеро — небольшое, такой провал посреди гор. Поэтому тут на озере я слегка опешил. Оно не только огромное, это еще и система озер. Второе озеро называется даже более романтично — Озеро Танцующих Хариусов. Мы туда тоже сходим.

Меня фото из инсты обычно заводят так: хочу глянуть как там НА САМОМ ДЕЛЕ. Обычно на самом деле выходит шляпа. Джек Лондон, наоборот, ожидания превзошел.

Смотрите, я сегодня нарисовал образ такого далекого уголка с затерянной красотой. В кадре есть остров. На нем стоит метеостанция, где живет ее работник. Так вот, это же классический образ избушки на краю мира посреди природы. Мира, каким мы его представляем из приключенческих книг (а теперь что, комп.игры или VR?).

Если измерять от Москвы или родного Питера, то так и есть — довольно далеко. Визуальный ряд тоже максимально непривычен всем жителям мегаполисов, нигде рядом с ними такого нет. Край географии, так сказать.

Но давайте представим, что это не конец, а самое начало этого другого мира? Потому что так и есть.

Дорога после озера уходит за горы на юго-восток. Еще сотни километров забористых приключений. Золотые жилы. Исчезнувшие поселки, Сибик-Тыллах например. Река Колыма. И снова горы, секреты, краски и мир, который не укладывается в голове. Геологи оставили здесь много троп и знают много загадок.

Помните, в прошлых постах я рассказывал про затерянные миры Бурятии? Здесь такие же. Только в сто раз больше.

Жаль, но нужно возвращаться.

Ехать обратно проще, потому что основные препятствия мы уже знаем. Кое-где проходим по памяти легче, чем ехали в ту сторону.

Но не всегда. Некоторые места в обратную сторону оказались сложнее. Вот, например, спуститься по камням в ручей было легче, чем подняться. И по фото вообще не скажешь что ехать надо и вовсе не по дороге, а в 10 метрах справа, где кусты.

Мы знаем что вчера в сторону Ягодного ушел Камаз из лагеря Боевой — бывшего пионерлагеря. Кажется что ему-то, большому и 6х6, эта дорога в радость. Но видно что местами Камазу было где поднапрячься — колея хорошо разбита, и там где в прошлые разы мы ехали ходом, сейчас достаем тросы и лопаты.

Тактика сложилась простая — мостовой Уазик берет препятствие ходом или садится, тогда Митсубиси дергает его назад. Более нежная Л200 идет по следам второй и вывозит за счет очень точных движений.

В общем, мы идем хорошо — делаем нужные шаги и не делаем ненужных. Проводим машины через каменные завалы, проползаем по колеям, выбираемся из луж. По корме Л200 видно что выезды местами очень кривые.

Погода пасмурная, фотостопы мы делаем уже нечасто, но очень хорошо. Голубику по-прежнему никто не собрал.

За обедом мы уже обсуждаем что из сложного остался нам только большой брод, что дождей не было и подъема воды не ждем, подумываем об удобствах цивилизации в Ягодном.

Ахаха. Мироздание любит автопутешественников и не оставляет их без внимания.

До последнего брода оставалось километров 12, из которых 10 уже без препятствий. Когда мироздание решило, что нельзя нам просто так взять и уехать с озера Джека Лондона. Уазик впереди меня остановился, Вова посмотрел вперед, потом подошел к нам и выругался матом.

Камаз 6х6 полностью перегородил дорогу. Он застрял мордой кверху, задом по раму в колее. Как он сделал это там где мы, две мелкие машины, проехали без остановки, останется загадкой.

Внутри никого, значит, ушли за помощью. До места со связью отсюда 10 км. Недалеко — могли же встрять где все 30. Объехать Камаз — нельзя.

Осматриваемся. Кажется, повезло, можно прорубить себе в лесу объезд. Стремный и очень тесный, но что делать. Когда вытащат Камаз, никто не знает.

Достали пилы, топоры, приступили. Первый проез не удался — уазик завалился набок и прислонился к дереву. Вернули его на исходную хитрой конструцией из тросов и блоков, которую привязали к Камазу и потянули Митсубисей. Решили укреплять тропинку еще.

В Камазе лежали тонны угля в 50-кг мешках. В моменте мы подумали, не покидать ли мешки в низину под колеса. Привычка не трогать чужое победила. Продолжили рубить, таскать и укладывать лес.

Камазисты вернулись к сумеркам. Они прошли 20 км чтобы сделать звонок за помощью. Ее обещали завтра. Оба здесь впервые, один из них — метеоролог — очень впечатлен работой. Справляемся, есть ли у ребят вода и еда чтобы дождаться помощи, и продолжаем свои работы. Время в этих краях течет не так, как в Москве, завтра может наступить через три дня.

Со второй попытки — проходим! Весь, весь внедорожный инструмент пригодился. Спешим к броду, как минимум посмотреть. «Вода прибыла» — ляпнул между делом камазист — мы аж присели, как так-то? Потом поговорили, решили что он не шарит. И правда. Вода была там, где на старте мы оставили метки.

Брод мы прошли на следующий день. На помощь к застрявшим пришел лифтованный Урал c суровым дядькой с папиросой в зубах. Нам потом рассказали что Камаз узнал про дорогу дальше и решил не ехать вовсе.

Прощаемся с нашими новыми друзьями, они спешат в Питер. А мы едем дальше по Колыме.

А, про уголь. Мы рассказали камазистам, что хищно поглядывали на их груз. «Так и брали бы!» — говорят — «мы б его на аварию списали».

Спрашивали в инсте, что мотивировало лезть сюда? Сейчас время ответить. Мечты, предвкушение восторга и светлые мысли.

И вот такое у меня видение. Когда-нибудь случится экспедиция, которая протопчет путь от Тенькинской трассы к Джеку с юга. Когда-нибудь за ней проедут ребята, которые сейчас, наверное, студенты, но скоро заработают деньги и купят себе внедорожники. А может это будем мы, к тому моменту такие седые, сухонькие, но бодрые пенсы. И откроется охрененная дорога приключений из Магадана кружком через все жемчужины Колымы. И Джека тоже.

Подпишитесь на новые истории:


Про это же:

Поделитесь в соцсетях или мессенджерах: