
Идея прокатиться в Мраморный парк Рускеала пришла мне в голову, когда я стоял на балконе шестнадцатого этажа и наблюдал рассвет. Хотелось красот природы. Останавливало непростое финансовое положение и одновременно достаточно большие обязательства по работе. Но когда есть ради чего стараться, работается быстрее, и к назначенному для поездки дню я был свободен от обязательств.
Раннее утро. Город еще спит. Сажусь в машину, завожусь, стартую. «Вжжж!» — ведущие колеса неожиданно провернулись на месте. «Гололед, однако» — подумал я. На ближайшем же перекрестке на ровном месте сработала АБС. Действительно, зима еще напоминает о себе – на дороге реальный каток. По дороге из города я видел всего одну аварию – парочку из иномарок, слившихся в экстазе в отбойнике, но говорят, что в утренний час пик их было дофига.
Рассвет я встретил на Приозерском шоссе. По сравнению с прошлыми годами оно кое-как отремонтировано, но разметку на дороге рисовал просто дебил. На прямых просматриваемых участках, подходящих для обгона – сплошная, зато там, где я реально не рисковал обгонять даже в светлое время – прерывистая. По обочинам еще лежит слежавшийся за зиму снег, бампер его не пробьет – в случае чего уходить некуда. Обгоняй хоть ночью, ГИБДД одобряет твою попытку суицида. Тем не менее, едется довольно легко, ближе к Приозерску я разгоняюсь до 140. И тут зима снова напомнила о себе. Изгиб дороге, на высоте внешнего радиуса поворота – автобусная остановка, на которой ждут транспорт два мужика. Вхожу в поворот примерно на 110, и вдруг у машины довольно резко заносит зад. Траектория начинающегося полета проходит как раз через остановку с мужиками. Рефлекс сработал мгновенно – руль в сторону заноса, газ, руль назад на траекторию поворота. Машина, вильнув задом, остается на траектории, мужики провожают меня долгими взглядами. Наверное, со стороны я выглядел очень эффектно, как настоящий раллийный авто. Повезло вам, мужики. Анализирую ситуацию – с одной стороны, руки-то молодцы, помнят, с другой… — Енькин, ну ты и мудак!
Сразу за Приозерском дорога резко ухудшается. Она теперь узкая и извилистая. Информационный щит сообщает правду.

Чем дальше, тем дорога хуже. Вскоре закончился асфальт, и пошла сплошь в ямах грунтовка. На улице очень низкая облачность, пасмурно и сыро. Комментировать нечего, просто фото.




Там, где стоит такие щиты, не просто опасная дорога – она везде тут такая, а особо опасная. Около одного из таких щитов стояла табличка с информацией о том, что на данном повороте происходит 140-150 ДТП в год. Представив здесь зимний гололед и добавив распутицу как сейчас – охотно поверил.

Кое-где дорогу как будто ремонтируют. Рабочие лопатами засыпают особенно крупные ямы, утрамбовывают смесь песка, щебня и какой-то смолистой дряни лопатами, иногда прокатывают заплатку колесом грузовика. Это трасса регионального значения, по ней как-то ездят фуры. Как с тридцатью тоннами на хвосте проходить раскисшие крутые горки и узкие серпантины, я представляю с трудом. На лицах пары встречных дальнобоев оптимизма не наблюдалось.

Одним словом, какой-то буквы в названии какой-то местной деревни точно не хватает.

Вообще карельские топонимы прекрасны.
Поезд-«подкидыш», возит людей из деревни в деревню.

Поселок Куркиёки производит унылое впечатление – грязная, богом забытая дыра посреди лесов и скал. А в местах, где царит разруха и грязь, в нашей стране бодро осваивается ЕдРо. Слава КПСС, блин.


Лахденпохья
Где-то здесь окончательно пошел асфальт, хотя и весь в ямах.
Здесь на дверях заправке я встретил листовку, призывающую натурально стучать пограничникам(список из шести телефонов прилагается) на всех незнакомцев, проезжающих этот поселок, интересующихся тем, где здесь что, спрашивающих «дорогу на границу». Еще за 10 км отсюда в сельпо продается вкусный хлеб производства местной пекарни. Формат буханки – уменьшенный. Фетиш был удовлетворен прямо за рулем.

В Лахденпохье с невероятным креативом оформлено сельпо. Оно называется «RobinzonSt», в нем за соседними прилавками продаются грабли и холодильники, памперсы и диски с русской попсой и шансоном. Внутреннее оформление магазина не имеет ничего общего с наружным.

Здесь активно используются доски для газет, они оборудованы специальными стеклопакетами. Внутри – агит.информация с прошедших выборов и заметки о местной жизни.

Местный наружно-рекламный креатив. Здесь еще можно впендюрить в рекламный плакат фото девушки по принципу «чтоб была!» Спорт под названием «местное троеборье» мне встретился впервые.

В этой части Карелии, которую называют Северным Приладожьем, не выращивают овощей и фруктов, с охотой и рыбалкой тоже везет далеко не всем. Основной промысел здесь – заготовка леса. Работа сезонная, и ее мало. Население, похоже, массово спивается и удолбывается, что отражается не только в общем впечатлении от деревенских жителей, но и в повсеместных подобных объявлениях.

Здесь еще сохранились на стене иконки мужского и женского зала парикмахерской. Да, граждане, иконки в их нынешнем компьютерном понимании появились задолго до десктопа Windows.
Сортавала
В городе можно отметить три типа домов – унылый панельный новострой, деревянные дома и каменные финские строения. На центральной улице – практически единственной, по которой можно ездить не считая колесами здоровенные ямы – представлены все три типа.
Торговый комплекс. Единственный. Есть еще рынок.

Суровый каменный Сбербанк.

Мэрия.

Нигде я не видел таких крупных объявления подобного содержания.

С другой стороны, столько объявлений об избавлении от зависимостей, сколько их здесь, я тоже не встречал. Видимо, в ходу практика заменять штатного, но «уставшего» мужа подменным.

Не решился зайти и узнать, чем занимается эта организация.

Я обратил внимание на торговый центр не случайно – дома я забыл шерстяные носки для резиновых сапог, которые могли понадобиться(действительно понадобились) в Рускеале. В торговом центре их не оказалось. Искомое я нашел на рынке у бабулек. Вообще, в Карелии в ходу дешевый китайский ширпотреб, скажем, женские сапоги по 500 рублей или кофточки по 400. Об уровне жизни региона можно судить по ассортименту магазинов, и судя по всему, здесь пока что реальная задница. Особенно это очевидно в уютном московском кафе, где я пишу эти строки.
Гуляя по городу, я обнаружил открытый краеведческий музей. В музее собрано барахло с шахт и рудоперерабатывающих заводов, образцы карельских камней, предметы быта. В доме, где расположен музей, жил в начале XX века главный врач Сортавалы. Самый главный городской доктор был по специальности психиатром.
Экспонаты музея




Рускеала
Из Сортавалы в Рускеалу ведет неплохая дорога, но последние полкилометра проходят по деревенской улице, которую, коль все равно не сезон и снег скоро растает, не чистят. В какой-то момент я решил пожалеть днище машины, попробовал выбраться из глубокой колеи и тут же сел. Понасиловав сцепление пару минут и с досадой подумав о его приближающейся кончине от старости, я слазил в багажник за лопатой, слегка раскопал ведущие колеса и вернулся в колею и шкрябая несчастным пластиковым пыльником мотора прополз на стоянку перед мраморным карьером.

Итак, мраморный парк Рускеала. Это завершивший свою работу карьер по добыче мрамора – по сути рукотворный мраморный рельеф посреди карельских лесов. В частности, здесь добывали мрамор для строительства Исаакиевского собора. Сейчас вокруг карьера проложена дорожка с видовыми площадками и шахтой в скале. Карьер затоплен, летом по нему плавают на лодках, выдаваемых здесь в прокат, зимой же можно ходить по льду. Затопленные шахты и пещеры активно изучают дайверы, не только летом, но и зимой.



Шахта. Окраска сводов не совсем похожа на мрамор из-за слоя инея.

Пейзажи вокруг тоже прекрасны. Особенно – когда выглянуло солнце.

Елка обняла березу.

Обойдя парк по периметру я спустился на лед. Лед толстый, но на нем стоит слой воды – вот где особенно пригодились резиновые сапоги.




Здесь недавно снимали кино, в одном из гротов сохранилась декорация – могилка.


Разные цвета мрамора в гротах.


Вдоволь нагулявшись за полтора часа, я купил по грабительской цене пару сувениров, заснят через пленочную стену негуманный ценник на закуски и пиво в местном летнем кафе(сейчас закрыто), и вернулся в Сортавалу.
Снова Сортавала

Здесь мне захотелось пообедать, и я зашел в самое пафосное на вид кафе «Релакс». Довольно уютно, недорого и вполне себе вкусно. Музыка – формат Русского Радио.

Кроме гостей города сюда ходят местные гламурные фифы и Успешные И Состоявшиеся сортавальцы.

Кстати о радио. Здесь из ФМ-радиостанций есть только Русское и Дорожное. Я не знаток радиоэфира, но на слух голоса и интонации дикторов новостей звучат совсем иначе, чем на радиостанциях в мегаполисах. Здесь рекламные сообщения читают не в начале или конце новостного блока, а вперемешку с новостями, не разделяя интонацией и паузами одно и другое. Да и темы местных новостей звучат местами совершенно непривычно.
Тем временем я снова на прогулке по Сортавале. В сквере в самом центре города снег сохранил указание на вкусовые пристрастия отдыхающих. Жигуль, ага.

Гламурный Форд Мондео, аккуратное здание с чистотой вокруг – при определенном ракурсе может показаться, что здесь почти Европа. Это отель для финнов.

Но стоит чуть-чуть повернуть камеру – и очевидно, что это все же Россия с ее ямами и разрухой.

В Сортавале немало домов украшены мозаиками.

Заботливый магазин автозапчастей.

Вокзал.

Еще несколько кадров.




Настало время возвращаться в Питер. Я решил не делать крюк в 230 км через Олонец ради хорошей дороги, выбрав уже знакомый мне обратный путь. По дороге я снова отметил, что местные ездят совершенно безбашенно, от аварий их спасет отличное знание дороги. На Приозерском шоссе уже в полной темноте мне пришлось погоняться с девяткой с жалким подобием головного и заднего света, без брызговиков и едущей совершенно невменяемо. Водителя явно огорчал тот факт, что я собираюсь его обогнать. Послав ему поток лучей поноса, я резким маневром обошел-таки его, и больше до самого Питера не встретил проблем.
Думаю, что у меня еще будет повод вернуться в эти карельские места снова.
Сергей says:
Хороший отчёт, спасибо!
Интересно было прочитать 🙂
20.06.2010 — 10:26
vuotamuks says:
Спасибо,очень интересный репортаж.Отличные снимки,особенно Рускеалы 🙂
14.11.2010 — 11:54
СЕргей says:
Хороший репортаж, небезразличный
04.06.2011 — 21:27
Николай Григорьев says:
Вот зачем так про Сортавала?) Я в этом городе провожу не меньше времени чем в СПб. И хочу добавить к этому (по правде) хорошему рассказу). Сортавала потрясающий город, просто там не прибрались к вашему приезду и зная нашу мэрию, еще долго не приберутся. Но приглядитесь… финская архитектура… природа… это место, было курортом Финляндии, здесь дома строили лучшие архитекторы скандинавии. Здесь был открыт (!) первый в Европе дилер центр Ford! Вы в солнечный день, можете проснуться, пройдя по главной улице сделать все дела (заскочить в больницу, оплатить коммуналку, заскочить на работу к друзьям, пообедать в Релаксе), выйти на берег Ладоги, покормить чаек или уток, захотеть подняться на гору и совершить это путешествие немедленно! И это все занимает столько же времени, сколько поездка на работу в СПб по пробкам. Сортавала сказочное место. А ведь там на катере за 40 мин, можно добраться до о.Валаам! За 30 мин. в Финляндию в бассейне покупаться! Я жил во многих городах (Новосибирск, Ужур, Саяногорск, Москва, Санкт-Петербург). Сорта хоть и не родной, но лучший!
05.04.2012 — 17:57
Надежда says:
«– Енькин, ну ты и мудак!»(c) — Вы. ППКС, лучше о Вашем репортже не скажешь. Как хорошо, что редкий менеджер проектов в Мааськве обладает старым автомобилем, который долетит до Сортавала… Рекомендую посмотреть (хоть в Педивикии) понятия «живописность» и «колорит». А Сортавала — один из самых чудесных и удобных для жизни городков, где я была. А уж финны как ее любят! По Вам Европа сохнет (и мокнет), не иначе. И еще, бесплатный совет: не надо пытаться изъясняться, будучи столь косноязычны. Муж на час — мелкий ремонт по дому.
01.07.2013 — 18:09